Рискну выложить свое субъективное восприятие концепции Галактики.
На разных сайтах звучала критика (и даже как бы обида) концовки сериала, что он нелогичен и обессмысливает страдания и жертвы его героев. Кроме того, утверждалось, что Галактика полна противоречий и создатели сериала эксплуатируют Божий промысел, чтобы выйти из созданных ими затруднений. Мне кажется, что все это следствие узкого понимания Галактики как научно-фантастического сериала. Галактика – это эпос и одновременно притча, она говорит на языке символов. Нестыковки, противоречия в эпосе неизбежны всегда. Их немало, к примеру, в античных мифах и Ветхом Завете.
Два момента.
1) Насчет роли праматери Геры и того, что другие колонисты померли зря (не передали потомкам ни гены, ни технологии).
Распространено (из-за СМИ) неверное понимание, что такое митохондриальная Ева. На самом деле, это не единственная женщина, оставившая потомков (другим якобы не повезло), а общий предок всего современного человечества по женской линии. Т. е. это общая для всех пра-пра... бабушка, но не единственная из наших пра-пра... бабушек. Мы все — ее потомки и через нее родственники меж собой, у нас у всех есть в митохондриях ее гены (сайлонские), но в нас есть и гены других современных ей женщин. Просто их гены не сохранились в митохондриях, но сохранились в ядерной (основной) ДНК. Для справки — митохондрии отвечают за энергетику организма, так что все логично. Современное человечество — синтез двух рас людей и расы сайлонов. Этого бы не произошло, если бы девочка погибла — тогда вообще не было бы смысла попадать на новую Землю. Но, конечно, в рамках фильма такие тонкости не объяснить.
Впрочем, если я правильно понимаю мысли создателей Галактики, главный вклад колонистов и сайлонов в судьбу современного человечества не в генетике, и уж тем более не в умении возделывать почву, а в вещах более тонких.
Мир Галактики отличается от нашего не столько техническими деталями, сколько отсутствием одного незримого элемента. Колонисты были теплыми, любящими людьми, но их мировоззрение было рациональным, технократическим (с остатками язычества). Сайлоны верили в единого Бога, но их карающий Господь требовал уничтожить все несовершенное. Любовь и Вера не соединялись в мире Галактики. Только крушение обеих цивилизаций могло открыть путь для синтеза самого ценного, чем они обладали, и только новое человечество могло его воспринять.
Такая конструкция не искусственна. Нечто подобное было два тысячелетия назад, когда рухнула предшествующая нам великая цивилизация. Античный мир был тонким в душевном плане, но погиб во многом потому, что был разъеден язвой безразличия и скепсиса. Его идейные противники – иудейские фанатики несли новую Истину, но были в плену ненависти ко всему, что ей не соответствовало. И то, что было, повторяется вновь... Сегодня, по мере обострения глобальных проблем становятся все более вероятными два простых их решения: новое средневековье, основанное на слепой вере, или технократическая диктатура, уповающая на прогресс науки. Оба пути в лучшем случае могут спасти человечество, но не человечность.
По-видимому, духовные просчеты и тупики действительно могут приводить к крушениям цивилизаций. Создатели Галактики хотят показать, сколь важно не потерять давшийся дорогой ценой духовный прорыв — Веру в единого Бога, который есть Любовь. Без духовного компаса человечество не сможет совладать с теми силами, которых вызывает (не так важно, будут ли это роботы или что-то иное).
3) О жанре и смысле.
В первой Галактике 1978 г. ощущалось влияние глуповатых исторических фильмов про античность, когда для антуража героям давали архаичные имена, одевали в хитоны и вкладывали в уста напыщенные речи. Создатели этой Галактики поняли, что если вы хотите передать величественный дух античности, то единственный способ — это заново пересоздать античную трагедию, т.е. перевести Софокла, Эсхила и особенно Эврипида на современный язык. Именно отсюда катарсивная мощь сериала. Во Вселенной Галактики часто плачут и часто говорят о вечных истинах — и это не выглядит пошлым именно потому, что ее создатели ни разу не уклонились от трагедии в сторону мелодрамы. В этом правдивом и потому мрачном мире все глубоко несчастны — и люди, и сайлоны, обе стороны танцуют один танец, все — пленники неумолимого Рока, беспощадной логики событий. Каждый поступает логично и абсолютно правомерно, все правы в своей системе координат — и именно поэтому великое Колесо Рока будет вращаться вечно, и нет шанса вырваться. Любая попытка обеих сторон хоть что-то сохранить, хоть что-то спасти, лишь придает новую силу мерному вращению великого Колеса. Люди и сайлоны не замечают, как постепенно превращаются в персонажей вновь вызванной к жизни трагедии борьбы богов и порожденных ими титанов, в которой победа любой из сторон может быть лишь временной отсрочкой. Историческое пространство сливается с мифологическим.
Спасение невозможно, пока полностью не разорвана ткань событий. Одна Смерть это неспособна сделать, и здесь, в незрячих поисках иной силы, мы выходим из мрачного концептуального пространства античности, неуверенно двигаясь навстречу совсем иным представлениям. Некоторые из людей и сайлонов начинают все яснее чувствовать, что триумфом победы не заглушить ощущение вины, тоску по смыслу и любви. В центре концептуального пространства Галактики два предателя — Гай Болтар и Каприка, в Тени которых даймонии (демоны совести). Пытаясь оправдать себя, Гай создаёт новую монотеистическую религию, основанную на любви и прощении вины. Однако, его добрая религия годится лишь для дураков и столь же ложна, что и запрограмированная жестокая вера сайлонов. Пока люди и сайлоны пытаются сохранить основы привычного им мира, пока они ищут разумное решение, Любовь бессильна, Спасение невозможно. Люди и сайлоны, Любовь без Веры и Вера без Любви обречены встречаться в кровавом танце и видеть в своем противнике отблеск того, что слепо искали, — и вслед за этим расходиться, не находя соединения. И все, что было прежде, повторялось вновь — и не могло быть иначе, ведь соединиться Вера и Любовь могли лишь по ту сторону Смерти. Путь к Спасению — Отречение и огненный Апокалипсис. Ангел Смерти должен довершить свою работу.
Страшна любовь Господня... Не дай Бог, чтобы современному человечеству пришлось на нее уповать...
Все это, конечно, лишь мое субъективное видение мифологического пространства Галактики. Прошу прощения за интонации, я просмотрел Галактику почти что залпом и увиденное не раз пробило мою психологическую защиту. Это один из самых чистых гимнов Любви, которые я когда-либо видел. Никогда не думал, что средствами сериала можно создать Реквием.
Спасибо всем, кто помог встретиться с Галактикой,
Volphil